Тип «Щука» (Тип «Щ») Х Серии.
Модификация ПЛ Щ-132 в минный заградитель
Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
1. Количество подводных лодок проекта: 32
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» (Завод №202) (8) | ||||||
1 |
297 |
23.07.1934 |
20.04.1935 |
03.10.1936 |
Заложена на Заводе № 194 | |
2 |
296 |
23.07.1934 |
13.06.1935 |
03.10.1936 |
Заложена на Заводе № 194 | |
3 |
258 |
07.08.1934 |
09.06.1935 |
03.10.1936 |
Заложена на Заводе № 189 | |
4 |
298 |
31.12.1934 |
10.10.1935 |
03.10.1936 |
Заложена на Заводе № 194 | |
5 |
257 |
07.08.1934 |
08.06.1935 |
11.12.1936 |
Заложена на Заводе № 189 | |
6 |
292 |
23.07.1934 |
04.07.1935 |
11.12.1936 |
Заложена на Заводе № 194 | |
7 |
299 |
31.12.1934 |
04.07.1935 |
11.12.1936 |
Заложена на Заводе № 194 | |
8 |
259 |
07.08.1934 |
04.07.1935 |
19.11.1936 |
Заложена на Заводе № 189 | |
9 |
293 |
23.07.1934 |
04.09.1935 |
27.12.1936 |
Заложена на Заводе № 194 | |
ЛЕНИНГРАД: Завод им. А.Марти (Завод №194) (4) | ||||||
10 |
295 |
23.07.1934 |
24.09.1935 |
01.11.1936 |
1?.07.1942 - погибла, обнаружена(?) | |
11 |
294 |
23.07.1934 |
11.08.1935 |
30.08.1936 |
09.06.1949 - пер. в «С-318» | |
12 |
367 |
31.12.1934 |
15.02.1935 |
11.12.1936 |
2?.09.1941 - погибла, обнаружена | |
13 |
368 |
31.12.1934 |
12.02.1935 |
11.12.1936 |
03.10.1942 - погибла, обнаружена | |
НИКОЛАЕВ: Завод им. 61 коммунара (Завод №200) (8) | ||||||
14 |
1032 |
18.05.1934 |
07.10.1935 |
09.03.1937 |
2?.08.1942 - погибла | |
15 |
1033 |
25.05.1934 |
02.03.1936 |
09.03.1937 |
16.06.1949 - пер. в «С-209» |
|
16 |
1034 |
03.06.1934 |
13.03.1936 |
09.03.1937 |
??.03.1942 - погибла, обнаружена | |
17 |
1035 |
03.09.1934 |
03.09.1936 |
05.05.1938 |
??.11.1941 - погибла, обнаружена | |
18 |
1036 |
18.11.1934 |
29.12.1936 |
15.12.1938 |
19.12.1942 - погибла, обнаружена | |
19 |
1037 |
04.12.1934 |
13.04.1937 |
15.12.1938 |
??.10.1942 - погибла, обнаружена | |
20 |
1038 |
13.07.1935 |
23.04.1937 |
10.04.1939 |
19.06.1942 - погибла | |
21 |
1039 |
27.03.1935 |
11.01.1937 |
10.04.1939 |
16.06.1949 - пер. в «С-215» | |
ЛЕНИНГРАД: Балтийский Завод (Завод №189) (5) | ||||||
22 |
253 |
04.12.1934 |
28.06.1935 |
23.07.1936 |
16.05.1937 - пер. в «Щ-401» | |
23 |
254 |
04.12.1934 |
28.06.1935 |
29.09.1936 |
16.05.1937 - пер. в «Щ-402» | |
24 |
260 |
17.12.1934 |
27.04.1935 |
17.07.1936 |
15.12.1935 - пер. в «Щ-321» | |
25 |
261 |
25.12.1934 |
31.12.1935 |
26.09.1936 |
16.05.1937 - пер. в «Щ-403» | |
26 |
262 |
25.12.1934 |
27.12.1935 |
26.09.1936 |
16.05.1937 - пер. в «Щ-404» | |
НИЖНИЙ НОВГОРОД: Завод «Красное Сормово» (Завод №112) (6) | ||||||
27 |
550/6 |
31.12.1934 |
10.04.1935 |
04.11.1936 |
12.10.1941 - погибла, обнаружена | |
28 |
550/7 |
31.12.1934 |
10.04.1935 |
03.11.1936 |
01.05.1943 - погибла, поднята | |
29 |
550/8 |
31.12.1934 |
10.04.1935 |
31.10.1936 |
0?.11.1941 - погибла, обнаружена | |
30 |
83 |
20.11.1934 |
12.05.1935 |
05.12.1937 |
Заложена на Коломенском МЗ | |
31 |
84 |
15.12.1934 |
12.04.1935 |
05.12.1937 |
Заложена на Коломенском МЗ | |
32 |
85 |
17.12.1934 |
27.04.1935 |
05.12.1937 |
Заложена на Коломенском МЗ |
4. История проекта:
Разработанный в 1933 году проект подвод-ной лодки V-бис-2 серии в целом оказался вполне приемлемым, и "щуки" двух последних серий - X и Х-бис - конструктивно отличались от него совсем незначительно. "Щуки" последних модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа "С".
На ПЛ X серии попытались улучшить подводную обтекаемость введением рубки новой формы (так называемого "лимузина"), что не дало ожидаемых результатов, но привело к сильному заливанию мостика при движении в надводном положении. Были также установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об/мин, в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 уз. Для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала фрикционную муфту заменили гидравлической БД-800/600, правда, с ограниченным эффектом (осталась одна запретная зона). При этом значительно успожнился уход за устройством и снизилась его техническая надежность. Принципиальные изменения были произведены в системе воздуха высокого давления. Были применены распределительные колонки аварийного продувания цистерн главного балласта. При этом главный балласт продувался непосредственно воздухом высокого давления. В результате новой схемы воздуха высокого давления аварийное всплытие при продувании цистерн главного балласта с перископной глубины сократилось с 9-10 мин до 3 мин 13 с., исчез опасный крен. Был установлен опреснитель системы НИИВК производительностью 40 л/ч. Изменения, внесенные в конструкцию глушителей, уменьшили демаскирующее "парение". В ситему регенерации воздуха была добавлена кислородная магистрапь, что улучшило ее работу. Часть ПЛ была оснащена сетепрорезателями "Краб". В остальном подводные лодки Х серии ничем не отличались от подводных лодок серии V бис-2.
При капитальных ремонтах в конце 30-х годов установили 9-метровые перископы: на ряде ПЛ - итальянские, фирмы "Галилео" типа ОG-492 с электрическим подъемным устройством винтового типа, на остальных - отечественные, ПА-9 и ПЗ-9. Работу тросовых лебедок удалось сделать менее шумной. Ограждение носовых горизонтальных рулей стало сплошным по всему периметру. На нескольких ПЛ была установлена аппаратура "Угорь" для автоматической стабилизации курса ПЛ в надводном и подводном положении. Также на некоторые ПЛ устанавливались и испытывались первые образцы аппаратуры стабилизации ПЛ на глубине "Спрут".
Тридцать две лодки Х серии были ввели в строй до ВОВ (восемь на Севере, семь на Балтике, восемь на Черном море и девять на Тихом океане).
В 1940 г. балтийскую «Щ-324» наградили орденом Красного Знамени за участие в боевых действиях во время советско-финляндской войны. «Щ-402» 14 июля 1941 г. открыла боевой счет подводников Северного флота. 3 апреля 1942 г. она стала краснознаменной, а 25 июля 1943 г. гвардейской. Первую победу на Черном море одержала 14 августа 1941 г. «Щ-211». Гвардейскими стали «Щ-215» (Черноморский флот) и «Щ-422» (Северный флот). Орденами Красного Знамени были награждены черноморская «Щ-209», балтийские «Щ-320» и «Щ-323», североморские «Щ-403», «Щ-404» и «Щ-421». 17 ПЛ из 21, участвовавших в Великой Отечественной войне, погибли. ПЛ «Щ-424» погибла в результате навигационной аварии.
В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся подводных лодок V и X серий. Предполагалось во время капитапьных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. Большинство "Щук" остались доживать свой век в прежнем виде (глубокую модернизацию рубок точно прошли Щ-209 (С-209) и Щ-215 (С-215)).
В 1949 году ПЛ «Щ-132» была переоборудована в минный заградитель.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный вид (323 Кб)
1 - цистерна главного балласта; 2 - дифферентная цистерна; 3 - уравнительная цестерна; 4 - цистерна быстрого погружения;
5 - палубная цистерна; 6 - прочная рубка; 7 - торпедный аппарат; 8 - запасная торпеда; 9 - перископ; 10 - дизель;
12 -
главный гребной электродвигатель; 12 - гребной электродвигатель экономического хода; 13 - аккумуляторная батарея.
Подробная схема. Укрупненный вид (430,0 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа Щ X серия: *
1 - гюйсшток; 2 - буксирный гак; 3 - надводный якорь; 4 - подводный якорь; 5 - волнорезные щиты; 6 - торпедные аппараты; 7 - гальюн; 8 - кнехты; 9 - аварийный телефонный буй; 10 - носовая цистерна главного
балласта; 11 - носовая дифферентная цистерна; 12 - носовые горизонтальные рули; 13 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 14 - румпель носовых горизонтальных рулей; 15 - торпедозаместительная цистерна;
16 - провизионная цистерна; 17 - доковый киль; 18 - трюмный насос; 19 - запасные торпеды; 20 - койки; 21 - аккумуляторная батарея; 22 - торпедопогрузочный люк; 23 - цепной ящик; 24 - компрессор воздуха
высокого давления; 25 - баллоны воздуха высокого давления; 26 - каюта командира; 27 - кают-компания; 28 - приборы гидроакустики; 29 - топливные цистерны; 30 - цистерныглавного балласта; 31 - палубные цистерны;
32 - шестиклапанная коробка дифферентовочной системы; 33 - осушительный центробежный насос Р-130; 34 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 35 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 36 -
гирокомпас; 37 - зенитный перископ; 38 - командирский перископ; 39 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 40 - станция погружения и всплытия; 41 - штурвальная тумба вертикального руля; 42 -
распределителыный щит сети освещения; 43 - шахта зенитного перископа; 44 - шахта командирского перископа; 45 - радиорубка; 46 - ящики с патронами для 45-мм орудия; 47 - уравнительная цистерна; 48 - цистерна
лага; 49 - цистерна питьевой воды; 50 - лебедка зенитного перископа; 51 -лебедка командирского периокопа; 52 - 45-мм орудие; 53 - тумба зенитного перископа; 54 - тумба командирского перископа; 55 - компас
ГОН-23; 56 - шахта вытяжной вентиляции; 57 - боевая рубка; 58 - дизель38К8; 59 - масляный холодильник; 60 - нижний "меч" обтекателя гидроакустики; 61 - расходный топливный бак; 62 - циркуляционный насос
охлаждения дизелей; 63 - носовая разобщительная гидромуфта БД-800/600; 64 - опорный подшипник; 65 - газоотвод дизеля; 66 - глушитель газоотвода дизеля; 67 - главные гребные электродвигатели; 68 - кормовая разобщительная кулачная муфта; 69 - упорный подшипник "Митчеля"; 70 - промежуточный вал; 71 - тексропно-ременная передача; 72 - ручной тормоз валопровода; 73 - электродвигатель экономического
хода; 74 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 75 - щит управления главными гребными электродвигателями; 76 - щит управления электродвигателями экономического хода;
77 - шлюпка (грузоподъемность 400 кг, подвесной мотор ДИП 2,5 л.с.); 78 - входной люк; 79 - промежуточный подшипник; 80 - мортира гребного вала; 81 - преобразователь постоянно-переменного тока; 82 -
стрельбовые баллоны; 83 - гребные винты; 84 - кормовые горизонтальные рули; 85 - вертикальный руль; 86 - баллер вертикального руля; 87 - кормовая дифферентная цистерна; 88 - кормовая цистерна главного
балласта; 89 - средняя цистерна; 90 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 91 - цистерна быстрога погружения; 92 - подъемные рымы; 93 - цистерна циркуляционного масла; 94 - цистерна чистого масла;
95 - ограждение вертикального руля.
* На основе подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин".
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение, тонн | ||
надводное: | 584 | |
подводное: | 707,8 | |
скорость хода, узлов | ||
наибольшая надводная: | 14,0 - 14,2 | |
наибольшая подводная: | 8,1 - 8,3 | |
экономическая надводная: | 7,9 | |
экономическая подводная: | 2,6 | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении (нормальный запас топлива): | 2580/11,5; 2660/8,5 | |
в надводном положении (усиленный запас топлива): | 4850/7,9 | |
в подводном положении: | 9,0/8,3; 105/2,6 | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 75 метров | |
предельная: | 90 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 58,8 метров | |
ширина: | 6,2 метра | |
осадка: | 4,0 метра | |
конструктивный тип: | полуторакорпусная | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
общее число торпед: | 10 | |
число х калибр артустановок, мм: | 2 х 45 | |
число х калибр пулеметов, мм: | 2 х 7,62 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 800 л.с. (38К8) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 400 л.с. (ПГВ8) | |
обитаемость | ||
автономность | 20 суток | |
экипаж | 37-38 человек |
7. Источники:
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945. ч.3. Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения. т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ. ч.1. КБФ", Полигон, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская Коллекция №4, 2000г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
- Рисунки из книги Кулагина К.Л. и Морозова М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)".
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017